Почему цены на топливо (рост цен) не соответствует росту, одобренному Правительством РФ, основами социально-экономического развития России?

31 марта 2019, 19:00

В соответствии с полномочиями антимонопольных органов, установленными Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), антимонопольные органы в сфере ценообразования осуществляют контроль за соблюдением запрета на установление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, монопольных цен (в случае, когда цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию), на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (в случае, когда цены (тарифы) подлежат государственному регулированию), а также на соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, направленные на установление или поддержание цен.

 

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует государственное регулирование цен на нефтепродукты (цены на нефтепродукты не входят в перечень цен, которые регулируются государством).

Предприятия, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов, самостоятельно устанавливают цены на товар, учитывая расходы на покупку нефтепродуктов, транспортные расходы и расходы на реализацию нефтепродуктов.

На стоимость моторного топлива влияет ряд факторов, в том числе, таких как рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике Российской Федерации. Большое влияние оказывают налоги, составляющие в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива порядка 60% – 65%.

Основным фактором, влияющим на размер розничных цен реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива, является цена закупки нефтепродуктов у поставщиков.

 

Вместе с тем сообщаем, что протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 29-30 мая 2018 года (далее – Протокол совещания от 29-30 мая 2018 года) были зафиксированы обязательства крупных нефтяных компаний (ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НК «РуссНефть», РАО «НК «Роснефть», ООО «Иркутская нефтяная компания», ПАО «Татнефть», ПАО «Газпром», ПАО «Газпромнефть») обеспечить стабилизацию цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на текущих по состоянию на 30 мая 2018 года уровнях.

 

В соответствии с протоколом очередного совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 31 октября 2018 года (далее - Протокол совещания от 31 октября 2018 года) нефтяные компании ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НК «РуссНефть», ПАО «НК «Роснефть», ООО «Иркутская нефтяная компания», ПАО «Татнефть», ПАО «Газпром», ПАО «Газпромнефть», АО «Новый поток», АО «Нефтегазхолдинг», ОАО «ТАИФ-НК» взяли обязательства обеспечить в период с 1 ноября 2018 года по 31 марта 2019 года сдерживание цен реализации нефтепродуктов на предприятиях нефтепродуктообеспечения (мелкооптовые цены) при мелкооптовой реализации нефтепродуктов на уровне, не превышающем индикативные значения, указанные в приложении к протоколу.

 

Законом о защите конкуренции установлены требования к заявлению, материалам, направляемым в антимонопольный орган. В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции, заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

Частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции установлено, что к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Часть 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции указывает, что в случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 44 указанного Закона, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

 

Таким образом, в случае, если по мнению какого либо лица в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию нефтепродуктов, усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, любое юридическое и физическое лицо, вправе обратиться в Хабаровское УФАС России с заявлением, оформленным в соответствии с требованиями части 1 и части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

Наверх