Доклад Хабаровского УФАС России для публичных обсуждений правоприменительной практики за 9 месяцев 2021 года
01 ноября 2021, 12:32
Тип документа:
Доклады

Доклад Хабаровского УФАС России для публичных обсуждений правоприменительной практики за 9 месяцев 2021 года

 

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

Остается острой проблема по несоблюдению органами местного самоуправления Законов о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, в части незаконности передачи в аренду объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, срок введения в эксплуатацию которых превышает 5 лет, либо не может быть определен, поскольку Законом о концессионных соглашениях установлено, что данное имущество подлежит передаче по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В стадии завершения рассмотрения находятся 3 дела по признакам нарушения администрацией городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края, администрацией Горненского городского поселения Солнечного муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в предоставлении муниципального имущества водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам по договорам аренды без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих их проведение.

Также в стадии рассмотрения находится дело по признакам нарушения администрацией городского поселения «Город Бикин» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в фактическом предоставлении администрацией городского поселения «Город Бикин» ООО «Сенат» муниципального имущества в соответствии с постановлением от 06.07.2020 №102 «Об обслуживании муниципального имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения «Город Бикин».

Администрация городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным предупреждения от 30.12.2020 № 8/15389. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.07.2020 по делу №А73-4645/2021 в удовлетворении заявленного требования администрации отказано. Предупреждение антимонопольного органа признано законным.

Подходят к завершению рассмотрение дел по признакам нарушения администрациями Корсаковского и Сергеевского сельского поселения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в наделении ООО «Межмуниципальная специализированная служба» функциями и правами органов местного самоуправления, в создании преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности.

Всего в отношении различных администраций возбуждено 4 дела по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в наделении ООО «Межмуниципальная специализированная служба» функциями и правами органов местного самоуправления, в создании преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности.

 

Выдано предупреждение администрации города Комсомольска-на-Амуре в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №31/1 Муниципальным образованием городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» ООО «Компас» без проведения конкурсных процедур.

 

Также в отчетном периоде в производстве арбитражного суда находятся дела по исковым заявлениям антимонопольного органа:

- о признании договоров аренды, заключенных Администрацией Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с ООО «Бамсервис», № 204 от 01.11.2018, № 205 от 01.11.2018 недействительными;

 

- о признании недействительным договора от 30.09.2020 № 75 безвозмездного пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, заключенный между администрацией Эльбанского городского поселения Хабаровского края и обществом с ограниченной ответственностью «Сток Система»;

 

- 4 иска о признании незаконными бездействия администраций сельских поселений муниципального района Хабаровского края по внесению изменений в Решения Совета депутатов нарушающих законодательство Российской Федерации на рынке оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг).

 

Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

На стадии рассмотрения находится дело по признакам нарушения Федеральным автономным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» (далее – ФАУ МО РФ «ЦСКА») в лице филиала ФАУ МО РФ «ЦСКА» (СКА, г. Хабаровск) антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в проведении закупки на оказание услуг по хранению, постановке судов к причалам, осуществлению швартования судов, их стоянке, для организации отдыха и развлечений, администрирования въезда и выезда транспортных средств третьих лиц, путем заключения 30.04.2019 агентского договора № 103/19-д с единственным поставщиком ООО «Аурум-Инвест».

Завершено рассмотрение дел в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» признаны 2 факта нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона о защите конкуренции)

Возбуждено дело в отношении администрации городского поселения «Город Бикин» Хабаровского края по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении аукциона в электронной форме (извещение №101019/0157887/01 от 10.10.2019), публичного предложения (извещение №191219/0157887/01 от 19.12.2019), продажи здания без объявления цены (извещение №170720/0157887/02).

 

 

Согласование преференций

За 1 полугодие 2021 года в управление поступило 4 заявления о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, из них по 2 заявлениям согласовано с ограничением, 2 заявления возвращены.

 

Пресечение недобросовестной конкуренции

 

За  9  месяцев 2021  года в управление поступило  29  заявлений по фактам недобросовестной конкуренции, по итогам рассмотрения которых:

- 8 заявлений  оставлены без рассмотрения;

- по 10 заявлениям отказано (в связи с отсутствием признаков недобросовестной конкуренции);

- 8 заявлений направлены по подведомственности;

- по 3 заявлениям выданы предупреждения.

 

  1. Хабаровским   УФАС России  при  рассмотрении заявления  ООО «Арсенал строй» в действиях  ООО «Арсенал ДВ» установлены признаки нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

На официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», в лице филиала «КнААЗ» им. Ю.А. Гагарина» размещено извещение о  проведении конкурса  на право выполнения работ  по ограждению  территории завода, выполнение предписания  по исполнению антитеррористического  законодательства.

Начальная (максимальная) цена договора составляет  40 263 368, 40 руб.

Установлено, что  участником ООО «Арсенал ДВ» в качестве подтверждения опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема, представлен  договор строительного подряда с актом выполненных работ.

Вместе с тем выявлено, что заказчиком оплата по указанному договору не производилась.    Так же представлено соглашение  о расторжении договора строительного подряда.

ООО «Арсенал ДВ» пояснило, что договор строительного подряда              приложен к заявке на участие в конкурсе ошибочно.

На основании изложенного,  ООО «Арсенал ДВ» при участии в конкурсе предоставило  недостоверные сведения о наличии опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема подтверждающие опыт работы.

При отсутствии  указанных сведений за критерий - наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема  ООО «Арсенал ДВ»  получило бы 0 баллов, что не позволило бы последнему стать победителем конкурса.

        Таким образом, действия ООО «Арсенал ДВ» по представлению недостоверной  информации, которая  способствовала признанию его победителем конкурса и заключению договора  направлены на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности,  противоречат требованиям законодательства, принципам добропорядочности, разумности и справедливости, привели к нарушению прав иных участников конкурса, поскольку они могли одержать победу путем  добросовестной конкуренции,  и нарушают требования статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, не допускающей недобросовестной конкуренции.

                                                                                                                             ООО «Арсенал ДВ» выдано предупреждение об устранении последствий  нарушения, а именно: принять меры по расторжению договора  с   ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой».

           Предупреждение исполнено.   

 

2. Хабаровское УФАС России при рассмотрении заявления ХГООПРС «СК Виктория» установило в действиях МАУ СШ «Олимпия»  признаки нарушения пункта 1 статьи 14.3. ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в размещении в социальной сети Инстаграм на странице МАУ СШ «Олимпия» (olimpia.khv) информации: «Единственная спортивная школа по художественной гимнастике в Хабаровске», содержащей несоответствующие действительности сведения о преимуществах МАУ СШ «Олимпия».

В ходе рассмотрения заявления установлено, в г. Хабаровске имеются еще (как минимум) два хозяйствующих субъекта, осуществляющие  деятельность спортивных клубов.

Таким образом, информация: «Единственная спортивная школа по художественной гимнастике в Хабаровске», размещаемая в сети Интернет на странице МАУ СШ «Олимпия» в социальной сети Инстаграм: olimpia.khv, не соответствует действительности, является ложной, неточной или искаженной.

         Предупреждение исполнено.   

 

3.  Хабаровское   УФАС России  при рассмотрении заявления   ООО «Инструментальный механический завод» (ООО «ИМЗ») установило в действиях АО «Дальсбыт»  признаки нарушения части 1 статьи 14.1. Федерального ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в  распространении в адрес Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» ложных сведений о рельсовых соединителях, изготавливаемых ООО «Инструментальный механический завод», указав,  что соединители производства ООО Инструментальный механический завод», находящиеся на складах Читинской ДМТО СГ Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» в количестве 8 000 штук, являются контрафактными и подлежат возврату поставщику.

ООО «ИМЗ» и АО «Дальсбыт» осуществляют предпринимательскую деятельность по изготовлению рельсовых соединителей, на одном товарном рынке - производство машин и оборудования, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

Соответствие продукции ООО «ИМЗ» установленным требованиям подтверждается документами и информацией Центральной дирекции инфраструктуры РЖД.

Следовательно, направление АО «Дальсбыт» в адрес Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» письма, содержащего ложные (недостоверные) сведения о рельсовых соединителях, изготавливаемом ООО «Инструментальный механический завод», направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

АО «Дальсбыт» выдано предупреждение об отзыве  письма АО «Дальсбыт», направленного в адрес Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», как содержащее ложные сведения, порочащие деловую репутацию ООО «ИМЗ».

В связи с неисполнением предупреждения  возбуждено дело в отношении АО «Дальсбыт».

По итогам рассмотрения дела  вынесено решение, выдано предписание, наложены штрафы в размере  300 тысяч рублей на юридическое лицо, 12 тысяч рублей на должностное лицо.

 

Арбитражным  судом Хабаровского края в 2021 году рассмотрено два заявления Хабаровского УФАС России о понуждении к исполнению предписаний  антимонопольного органа в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки по маршрутам № 11-1, 35,  путем прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по  указанным маршрутам.

После обращения антимонопольного органа в суд с рассматриваемым заявлением перевозчики добровольно исполнили предписания Хабаровского УФАС России путем обращения в уполномоченный орган с заявлением о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №№ 11-1, 35.

 

Надзор  рекламной деятельности.

За 9 месяцев 2021 года в Хабаровское УФАС России  поступило  229 заявлений, по итогам рассмотрения которых:

отказано в возбуждении дела - 101;

возбуждено   дел по нарушению рекламного законодательства - 25;

оставлено без рассмотрения – 39;

передано по подведомственности – 43.

находится на рассмотрении - 21 заявление.

 

Всего управлением возбуждено 49 дел по нарушению рекламного законодательства, по которым:

прекращено дел: 5,

принято:  44 решений о признании факта нарушения,

выдано:  30 предписаний,

вынесено:  49  предупреждений,   23  постановления  на сумму 2 796,0   тысячи  рублей, взыскано штрафов на сумму 2 690, 0 тысяч рублей.

        

          За отчетный период рассмотрены дела в отношении  шести хозяйствующих субъектов, работающих по коммерческим обозначением «Центр медицинских комиссий», разместивших на рекламных конструкциях города  рекламу центра, содержащей недопустимое изображение, в том числе медицинского персонала:

-  женщины в открытом купальнике с маской на лице,

-  женщины, сидящей на таблетке с надписью «Спутник V» женщины, в расстёгнутом ниже груди медицинском халате, немного прикрывающем верхнюю часть бедер, в чулках,

- женщины в расстегнутом медицинском халате, в закрытом купальнике, сидящей на большом градуснике  и т.д.

В целях экспертизы и оценки воздействия  рекламы на потребителей рекламной информации Хабаровским УФАС России организовано проведение заседание  Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.

Кроме того, реклама направлена в адрес Саморегулируемой организации Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет» в г. Санкт Петербург (далее – СРО АМИ «Рекламный совет») с целью проведения экспертизы рекламы и для оценки ее содержания на использование в ней непристойных и (или) оскорбительных образов.

По итогам оценки рекламы эксперты большинством голосов пришли к выводу о наличии в рекламе медицинских услуг «Центра медицинских комиссий» нарушения положений части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», норм, изложенных в  статье 3 Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты  и статьи 4 Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций.

Эксперты мотивировали свою позицию следующим образом.

«Использованный в рекламе женский образ является непристойным. В сочетании с такой серьезной проблемой, с которой ныне столкнулся весь мир – пандемией, предложение медицинских услуг, сопровождаемое образом девушки легкомысленного поведения или пониженной социальной ответственности, может интерпретироваться весьма двусмысленно, смотрится неэтично. Женщина совершенно неприемлемо изображена в недопустимом виде, реклама является ненадлежащей в силу этических требований. Кроме этого, реклама вводит в заблуждение относительно того, что именно предлагается купить. Использованный в данной рекламе женский образ в купальнике, который ни как не связан с объектом рекламирования, является сексуальной объективизацией».

 По итогам рассмотрения дел  вынесено шесть решений и выданы предписания.

Решений и предписания обжалованы в Арбитражный суд Хабаровского края, который оставил их в силе.

В связи с неисполнением предписаний наложены штрафы в размере 1 050,0 тысячи рублей.

Постановления о наложении  штрафов за неисполнение предписаний также обжалованы в суд. Первая инстанция арбитражного суда оставила их без изменений.

 

 

Статья 18. 1 ФЗ «О защите конкуренции»

(обязательные торги).

 

         За 9 месяцев 2021 года в управление поступило  59 жалоб на процедуру и порядок проведения торгов, из них:

возвращено: 13;

перенаправлено по подведомственности: 19.

         Рассмотрено жалоб 27: 18 жалоб - необоснованные, 9 жалоб – обоснованные.

         Возбуждено 15 административных дел, наложено штрафов на сумму 42 тысячи рублей.

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрело  жалобу АО «Дальлеспром» на действия Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края – организатора торгов при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, расположенного по адресу: Хабаровский край, Тугуро-Чумиканский муниципальный район, Чумиканское лесничество, сроком на 49 лет.

       Согласно аукционной документации:

начальная цена аукциона 11 112 944,50 руб.;

обременения  лесного участка отсутствуют.

Для участия в аукционе допущено 5 участников, победителем аукциона  признан хозяйствующий субъект  с ценой предложения  989 051 664, 50 руб.

  При рассмотрении жалобы установлено, что часть лесного участка, выставленного Комитетом лесного хозяйства  Правительства Хабаровского края на аукцион, переданы в аренду для выполнения изыскательских работ   по размещению объекта «Строительство  автомобильной дороги с переходным типом дорожного покрытия».

Таким образом,  в документации отсутствовала  часть существенной информации о правах иных лиц на участок,   которая может повлиять на принятие решения об участии в аукционе и  создать препятствия в осуществлении лесозаготовительной деятельности на  участке.

Так как договор аренды заключается на 49 лет, следовательно, в дальнейшем данный лесной участок не может быть в полном объеме  использован по назначению и может препятствовать арендатору  в заготовке древесины.

Данная информация имеет важное значение, так как  в будущем потенциальный арендатор не сможет фактически воспользоваться своим правом в полном объеме  в виду строительства объекта капитального строительства.

Таким образом, возникнет ограничение,  как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком приведет  к ущемлению прав арендатора.

По итогам рассмотрения жалобы организатору торгов выдано предписание об аннулировании  открытого аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.

Предписание исполнено.

Участник аукциона, по результатам торгов занявший третье место, обжаловал решение и предписание Хабаровского УФАС России в Арбитражный суд Хабаровского края, который оставил их  без изменения.

 

 

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

За 1 полугодие 2021 года в управление поступило 203 заявления по итогам рассмотрения которых:

48 заявлений - оставлены без рассмотрения;

25 заявления – находятся на рассмотрении

130 заявления - отказано в возбуждении дела.

Хабаровским УФАС России в 1 полугодии 2021 года возбуждено 5 дел по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В Хабаровское УФАС России поступили материалы из Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на действия ООО «Газэнергосеть Хабаровск» по направлению уведомления в адрес Правительства Хабаровского края «О прекращении регулируемого вида деятельности – поставок СУГ в баллонах населению муниципальных образований Хабаровского края с 05.11.2019».

Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, на территории Хабаровского края реализацию сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) населению для бытовых нужд осуществляет ООО «Газэнергосеть Хабаровск» (далее – Общество), для которого утверждены розничные цены постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.06.2019 № 14/1 «Об утверждении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Хабаровск» населению Хабаровского края для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, на 2019 -2020 годы».

Как указывалось выше, письмом ООО «Газэнергосеть Хабаровск» уведомило Правительство Хабаровского края о прекращении регулируемого вида деятельности - поставок СУГ в баллонах населению муниципальных образований края с 05.11.2019, при этом основанием прекращения регулируемого вида деятельности Общество указывает на отсутствие возможности, так как при утверждении розничной цены на СУГ Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края не в полном объеме учтены затраты Общества на осуществление надлежащим образом регулируемого вида деятельности, в том числе доставка СУГ в баллонах до населения.

Комиссией Хабаровского УФАС России в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ООО «Газэнергосеть Хабаровск» при наличии цены (тарифа), установленной органом регулирования, имело возможность оказывать услугу.

По результатам тарифного регулирования Общество не воспользовалось своим правом обратиться в установленном порядке с досудебным спором в ФАС России, а также в судебном порядке за восстановлением своих нарушенных прав.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «Газэнергость Хабаровск» по направлению уведомления в адрес Правительства Хабаровского края «О прекращении регулируемого вида деятельности – поставок СУГ в баллонах населению муниципальных образований Хабаровского края с 05.11.2019», привели (могли привести) к ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

ООО «Газэнергосеть Хабаровск» выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов ФЗ «О защите конкуренции»

За первое полугодие 2021 года рассмотрено 15 заявлений, возбуждено 1 дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Хабаровским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «РУСМЕДЛАЙН», «СТРОЙМЕДСЕРВИС-ДВ» и ООО «РУБИН» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах, предметом которых являются поставка изделий медицинского назначения,

Нарушение статей 11, 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность для хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц.

 

2020 году решением Хабаровского УФАС России действия АО «Дальневосточная акционерная информационно-издательская компания «Владивосток-Новости», ООО «8 КАНАЛ», ООО «ИД БИЗНЕС КЕЙС», выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения с целью поддержания цен при проведении аукционов на право заключения контракта на оказание услуг по повышению уровня информированности населения о социально-экономических и культурных процессах, происходящих на территории Владивостокского городского округа по извещениям №№ 0120300012718000329, 0120300012717000321, признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

АО «Дальневосточная акционерная информационно-издательская компания «Владивосток-Новости», ООО «8 КАНАЛ», ООО «ИД БИЗНЕС КЕЙС» не согласились с вынесенным решением и обратились в арбитражный суд.

Арбитражный суд Хабаровского края поддержал решение Хабаровского УФАС России, апелляционной инстанцией решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

АО «Дальневосточная акционерная информационно-издательская компания «Владивосток-Новости», ООО «8 КАНАЛ», ООО «ИД БИЗНЕС КЕЙС» привлечены к административной ответственности в виде штрафа, общий размер которого составил 4 303 760,00 руб.

 

Решением Хабаровского УФАС России КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р.Амура» и ИП Сурчалов М.М. признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем достижения соглашения по заключению договоров на поставку товаров, смонтированных в светодиодный экран (ЗЛК) для нужд КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р.Амура» без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, испол­нителя), что привело к созданию для отдельного хозяйствующего субъекта преимущест­венных условий осуществления деятельности и привело или могло привести к недопуще­нию, ограничению, устранению конкуренции.

Должностные лица КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р.Амура» и ИП Сурчалов М.М привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000,00 руб. и 15000,00 руб. соответственно.

 

Решением Хабаровского УФАС России КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р.Амура» и ООО «Промстрой» признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем достижения соглашения на заключение договоров на внесение изменений в ранее разработанную рабочую документацию без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что привело к созданию для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественных условий осуществления деятельности и привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По ранее принятому решению о признании факта нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции юридические и должностные лица КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р.Амура» и ООО «Промстрой» привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000,00 руб. и 170740,00 руб. соответственно.

 

 

  1. Рассмотрение жалоб участников закупок

За 3 квартал 2021 года Хабаровским УФАС России рассмотрено  441 жалоба на действия (бездействие) заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок 85 из них возвращена заявителям в связи с нарушением сроков или порядка подачи жалоб или отозваны заявителями, 372 жалобы рассмотрены Хабаровским УФАС России по существу.

Процент обоснованных жалоб существенно разнится в зависимости от уровня заказчика:

- 27% у федеральных заказчиков,

- 20% у заказчиков краевого уровня,

 -32% у заказчиков муниципального уровня.

Нарушения, которые выявляются Хабаровским УФАС России при рассмотрении жалоб. К ним относятся:

- нарушения при установлении требований к участникам закупки:

До настоящего времени очень многие заказчики особенно муниципального уровня забывают о необходимости установления требований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Чаще всего не устанавливается требование об опыте исполнения аналогичных работ при закупке работ по благоустройству территорий, по ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом очень часто заказчики пытаются оправдаться тем, что наименование объекта закупки иное.  Хотелось бы отметить, что требование о наличии опыта устанавливается, не исходя из наименования объекта закупки, а исходя из видов работ, которые необходимо выполнить при исполнении контракта.

При этом, несмотря на разнообразие судебной практики по вопросу возможности подтверждения опыта выполнения работ договорами субподряда, Хабаровское УФАС России (позиция Центрального аппарата ФАС России по этому вопросу так же полностью совпадает с позицией Хабаровского УФАС России) полагает, что подобными  договорами опыт подтверждать нельзя.

- установление нестоимостных критериев отбора.

После того как из распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р  «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» были исключены строительные работы, многие заказчики начали проводить конкурсы на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.

При этом в ходе изучения подобных конкурсов Хабаровским УФАС России устанавливались  нарушения в части установления нестоимостных критериев.

Пример: конкурсной документацией предусмотрены критерии оценки заявки на участие в конкурсе, в том числе стоимостной и нестоимостной критерий оценки заявок.

В качестве нестоимостных критериев оценки заявок конкурсная документация предусматривает:

- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) – коэффициент значимости 0,90%;

- Общее количество исполненных контрактов (договоров) - коэффициент значимости 0,10%.

При этом конкурсная документация предусматривает следующее требование в части, что предоставляемых участником закупки копий исполненных муниципальных контрактов и (или) государственных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров и (или) договоров:

- исполненные за последние три года предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;

- стоимость каждого из исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта.

Также разделом «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме» конкурсной документацией предусмотрено, что контракты (договоры) должны быть представлены в составе заявки со всеми приложениями и дополнительными соглашениями. Контракты (договоры) должны быть исполнены в полном объеме в установленный контрактом (договором) срок. В подтверждение исполнения контракта (договора) должны быть приложены копии документа (документов), подтверждающего(-их) факт исполнения контракта (договора) в полном объеме за весь период работы, содержащий (-ие)  все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»'. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, в составе заявки участника закупки должна быть представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Контракты (договоры) не будут учитываться для оценки заявки по  показателю в случае, если:

- дата исполнение контракта (договора) не будет соответствовать установленному периоду (3 года), предшествующему дате окончания подачи заявок на участие  в закупке;

- выполненные работы по прилагаемым контрактам (договорам) не будут соответствовать работам сопоставимого характера;

- контракт (договор) не исполнен в срок, установленный контрактом (договором).

Таким образом, для целей оценки по нестоимостным критериям, участник закупки должен представить контракты на выполнение работ сопоставимого характера и объема, исполненные в период за истекшие 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, имеющий цену не менее 100%, а также исполненный в срок, установленный контрактом (договором).

Вместе с тем, указанное условие не отвечает принципу создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, не отвечает целям проведения открытого конкурса в электронной форме в части определения лучших условий исполнения контракта и не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, наилучшим образом подходящего для целей исполнения контракта.

Так, исходя из условий порядка оценки по нестоимостным критериям «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», потенциальный участник закупки, обладающий более 3 исполненных контрактов на сумму менее, получит 0 баллов по указанным критериям.

Равным образом не будут оценены контракты участника закупки, исполнившего сопоставимые работы  в срок более 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

Однако установленное Заказчиком временное ограничение контрактов, подлежащих учету для целей оценки заявок по нестоимостному критерию, не отвечает целям осуществления закупки, не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, поскольку неправомерно ограничивает участников закупки имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе).

Кроме того, исходя из условий конкурсной документации, не будут оценены контракты участников закупки, соответствующие цене сопоставимых работ, сроку менее 3 лет до даты подачи заявки, однако по причинам, независящим от участника закупки (например, обстоятельства непреодолимой силы, вина заказчика), неисполнившим контракт (договор) в установленный срок.

Принимая во внимание специфику объекта закупки и связанного с объектом закупки требования о предоставлении контрактов с выполнением сопоставимых работ (строительство т.е. договоры подряда), условие об отказе в оценке контрактов (договоров) не исполненных в срок, установленный контрактом (договором), без указания на виновность участника закупки, начислении неустоек, не отвечает целям осуществления закупки, не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, поскольку неправомерно ограничивает участников закупки, не исполнивших контракт (договор) в установленный срок по причинам, независящим от участника закупки.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе.

При этом в силу п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком в нарушение требований ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлены условия оценки заявок по нестоимостным критериям, несоответствующие Закону о контрактной системе, постановлению Правительства РФ №1085.

До настоящего времени, несмотря на обширную практику Хабаровского УФАС России, в том числе судебную, достаточно большое количество жалоб связано с требованием о наличии у участников собственных лицензий (в том числе по поставке и техническому обслуживанию медицинской техники).

- рассмотрение первых частей заявок.

Несмотря на однозначную судебную и административную практику, до настоящего времени многие заказчики при рассмотрении первых частей заявок проверяют достоверность представленной в составе заявки  информации путем обращения на сайты производителей. При этом, напоминаем, что у производителей отсутствует обязанность при изменений комплектности и характеристик  конкретных моделей незамедлительно актуализировать эту информацию а своих сайтах. Указанная информация не свидетельствует о недостоверности сведений в заявке.

- Каталог товаров, работ, услуг.

- Очень часто трудности у заказчиков возникают при описании объекта закупки, в отношении которого введена обязательная для использования и применения позиция КТРУ (применение иного КТРУ и как следствие неприменение национального режима, добавление дополнительных характеристик, когда это прямо запрещено, отсутствие обоснования применения дополнительных характеристик).

- национальный режим.

В третьем квартале 2021 года Арбитражный суд ДФО поставил точку в отношении спора о необходимости рассмотрения всех заявок в случае, если в закупке установлены ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, подтвердив тем самым позицию ФАС России и Хабаровского УФАС России.

Многочисленные нарушения допускаются заказчиками при рассмотрении заявок участников, когда в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товара, принимаются документы, не предусмотренные соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что в августе 2021 года внесены и вступили в силу существенные изменения в постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Расширен перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой установлены ограничения на допуск иностранных товаров. Для нового перечня иностранной радиоэлектронной продукции с ограничением допуска ввели правило «второй лишний»: Заказчик должен отклонить заявки с предложениями иностранных товаров (кроме продукции из стран ЕАЭС), если есть хотя бы 1 заявка, которая одновременно:

- соответствует извещению и (или) документации;

- содержит предложение о поставке продукции, произведенной в странах ЕАЭС.

Участник должен указать в заявке:

- номер записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено Постановлением № 719, - для продукции из РФ;

- номер записи из евразийского реестра промтоваров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории ЕАЭС, если такое предусмотрено Решением N 105, - для товаров из ЕАЭС (кроме Российской Федерации).

Номера реестровых записей представлять не нужно, в частности, при поставке принятой на вооружение военной техники.

Реестровые номера включают в контракт.

Документы о стране происхождения товара поставщик представит при исполнении контракта.

Также изменен перечень продукции, указанный в постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Для некоторой продукции ввели запрет на допуск вместо его ограничения, например:

- 26.11.30 - схемы интегральные электронные;

- 26.12.30 - карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты);

- 26.20.11 - компьютеры портативные массой не более 10 кг;

- 27.40.39 - светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки.

Для подтверждения того, что эти товары не подпадают под установленный запрет, участникам нужно продекларировать, что продукция включена в реестр российской радиоэлектронной продукции. Такая информация не нужна, в частности, при поставке принятой на вооружение военной техники.

При этом, при приобретении радиоэлектронной продукции, в отношении которой установлены запреты на приобретение иностранной нельзя использовать в описании объекта закупки дополнительные характеристики не предусмотренные КТРУ. При закупке иностранной радиоэлектронной продукции с ограничением допуска  применяют аналогичные правила.

 

  1. Внеплановые проверки

За истекший период года Хабаровским УФАС России проведено 145 внеплановых проверок. В 50% проведенных проверок выявлены нарушения при осуществлении закупок, в 48 случаях выданы предписания.

Напоминаем, что Хабаровским УФАС России продолжается осуществляться мониторинг и внеплановые проверки в отношении закупок осуществляемых в рамках национальных проектов.

Кроме того, в октябре 2021 года нами по поручению Фас России осуществлен мониторинг применения типовых контрактов при осуществлении закупок на поставку продуктов питания. Выявленные нарушения показывают, что еще достаточное количество заказчиков не учитывает в своей работе необходимость применения типовых контрактов.

 

  1. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

Помимо работы с государственными и муниципальными заказчиками, Хабаровское УФАС России проводит внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов – участников закупок – кандидатов на включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно частям 5 и 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, уклонился от заключения контракта, а также в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания участника уклонившимся или расторжения контракта направляет в антимонопольный орган информацию об указанном лице для рассмотрения вопроса о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

За 3 квартала2021 года в Хабаровское УФАС России поступило 392 обращения государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков, уклоняющихся от заключения государственного (муниципального) контракта, либо ненадлежащим образом исполняющих договорные обязательства по заключенным контрактам.

В 189 случаях Хабаровским УФАС России информация включена в реестр недобросовестных поставщиков.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство случаев информация включается в реестр в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов в реестр недобросовестных поставщиков и при этом большую роль играет тот фактор насколько заказчик оказывал содействие подрядчику (исполнителю) при исполнении контракта, соблюдена ли заказчиком процедура одностороннего отказа от исполнения контракта, производилась ли экспертиза поставленных товаров (оказанных услуг, исполненных работ).

При рассмотрении вопроса о включении или не включении вся информация рассматривается в совокупности, оценке подлежат все действия заказчика и участника закупки.

Хотелось бы обратить особое внимание заказчиков и участников закупкок, что 30.06.2021 принято постановление Правительства РФ от № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым предусмотрен новый порядок подачи обращений о включении в РНП. В полном объеме указанный порядок заработает только в 2022 году, вместе с тем уже в настоящее время обращения следует подавать в установленной форме, несоблюдение указанной формы влечет возврат обращения.

Кроме того, сформулированы основания для невключения в реестр недобросовестных поставщиков:

- при уклонении от заключения контракта это

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

- при решении заказчика о расторжении контракта, это

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 

  1. Административная ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе

За  3 квартала 2021 года Хабаровским УФАС России рассмотрено 211 дел об административных правонарушениях в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Из них в 181 случае вынесены постановления о привлечении к административной ответственности.

 

 

 

 

Наверх