Доклад Хабаровского УФАС России для публичных обсуждений правоприменительной практики за II квартал 2019 года
01 июля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Доклад Хабаровского УФАС России для публичных обсуждений правоприменительной практики за II квартал 2019 года

 

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период выдано 4 предупреждения:

-  в связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в бездействии органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Закона о рекламе, выдан о предупреждение о необходимости устранения нарушения антимонопольного законодательства путем совершения совершить действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно принять меры в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» по демонтажу рекламных конструкций, установленных на территории города Хабаровска с нарушением требований законодательства о рекламе, в том числе по неисполненным предписаниям Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска о демонтаже рекламных конструкций, установленных ООО «Аскона» согласно договорам №№ 27578/1, 27680, 27790/1, 27895, 27897, 28032/2, 28097/1, , 28272, 28869, 28870, 29452, 29510/2, 29556, 29558, 30022, 30416, 30872, 30873, 31136, 31436/1, 31561/1, 31562/1, 34523;

-       в связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в бездействии органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Закона о рекламе, выдано предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно принять меры в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» по демонтажу рекламных конструкций, установленных на территории города Хабаровска с нарушением требований законодательства о рекламе, в том числе по неисполненным предписаниям Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска о демонтаже рекламных конструкций, установленных ООО «Элит» согласно договорам №№ 29861, 29867, 29901, 29902, 29909/1, 30137, 30157/1, 30158/1, 30159/1, 29800, 29801/1, 29859, 29860, 28032/1, 27802, 27803, 27814, 28040/1, 28074/1, 28112, 28113, 28116, 28262, 28668/1, 28903/1, 28904/1, 28926, 289402,  29412, 29419, 29485, 29510/1, 29512, 29527/1, 29560/1, 29563, 29626,  29691, 29797, 30011, 30168, 30170, 30255, 30714, 30906/1, 30095/1, 30098, 31141, 31145, 31147, 31149, 31150/1, 31152/1, 31185/1, 31536/1, 32343, 32614, 32760, 32766, 33026, 33070, 33388/1, 33390/1,  33701, 33702, 33916, 35044, 35045, 35170/1, 35178, 35666, 35991/1,  36572, 36725, 0718;

- администрации  Комсомольского муниципального района   в связи с предоставлением хозяйствующим субъектам ООО «ЖилТэк», ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс», ООО «Тепловик+», ООО «ЖКУ №2», ООО «Управляющая компания «Стрежень»  в аренду  муниципального имущества коммунального назначения (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), расположенное в селе Нижние Халбы,  в п. Ягодный,  в п. Уктур, в п. Молодежный, в с. Хурба, с. Верхняя Эконь и остальных поселениях Комсомольского муниципального района,  без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, администрации выдано предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий по изъятию муниципального имущества из пользования  арендаторов, расторжению договоров аренды, отмены постановлений администрации. В настоящее время исполнение предупреждения приостановлено в связи с обращением администрации в арбитражный суд Хабаровского края.

- администрации города Комсомольска-на-Амуре в лице Комитета по управлению имуществом в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  в связи с продажей муниципального имущества (объектов недвижимости – нежилое здание общей площадью 48,1 кв.м., расположенное по ул. Вокзальной, д.24, литер Д, номер в реестре нежилого фонда – 2/1-162-353, нежилое производственное здание общей площадью 143,9 кв.м., расположенное по ул. Вокзальной, д.24, литер Н, номер в реестре нежилого фонда 2/1-163-356, автостоянка общей площадью 366,6 кв.м., расположенное по ул. Вокзальной, д.24, литер С, номе рв реестре нежилого фонда 3/2-59-945, гараж общей площадью 216,9 кв.м., расположенное по ул. Вокзальной, д.24, литер З, номер в реестре нежилого фонда 2/1-165-361, в г. Комсомольске-на-Амуре, инвентарный номер технического участка 9238) без проведения предусмотренных   Законом   о приватизации   процедур,  выдано администрации предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий по возврату муниципального имущества в муниципальную казну с последующим при необходимости его отчуждением в соответствии с действующим законодательством о приватизации. Предупреждение находится в стадии исполнения, срок не истек.

 

В стадии рассмотрения находится дело по признакам нарушения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  создании ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России  преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности путем предоставления без проведения конкурентных процедур возможности осуществления предпринимательской (торговой) деятельности в целях реализации продуктов питания и предметов первой необходимости  на территории указанного исправительного учреждения для нужд осужденных, а также в установлении для приобретателей товаров (осужденных) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. В настоящее время рассмотрение дела не завершено.

За отчетный период управлением подан 1 иск в Арбитражный суд Хабаровского края о признании договора купли-продажи имущества, являющегося муниципальной собственностью недействительными (договор от 01.10.2018 №1 купли-продажи и залога муниципального имущества – помещений магазина по адресу: с. Аван, Вяземский район, ул. Пограничная, дом 13, площадью 49,2 кв.м., заключенный администрацией сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района с ИП Шевкуновой И.А.)  Судом 1 инстанции иск удовлетворен полностью.

 

Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

Возбуждено дело в отношении ООО «Межрайтопливо»  по признакам нарушения частей 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупок на право заключения договоров на поставку нефтепродуктов.

Возбуждено дело в отношении АО «ДГК»   по признакам нарушения частей 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении АО «ДГК» закупок на право заключения договоров на поставку нефтепродуктов для нужд филиалов АО «ДГК».

В стадии рассмотрения находится 2 дела в связи с :

- заключением администрацией  городского поселения «Рабочий поселок Охотск» в 2017 году без проведения торгов   договоров на оказание услуг по разборке, сносу разрушенных строений, вывозке строительного мусора и планировке территорий, расположенных в р.п. Охотск, и на оказание услуг по замене и установке въездного знака «Охотск». Заключение данных договоров с единственными поставщиками на сумму, превышающую сто тысяч рублей, (каждый) противоречит нормам пункта 4 статьи 93 Закона о контрактной системе. Таким образом, в действиях администрации, выразившихся в заключении договоров с единственными поставщиками на выполнение работ по демонтажу и вывозке мусора помещений и оказание услуг по разборке, сносу разрушенных строений, вывозке строительного мусора, планировке территорий и замене, установке въездного знака «Охотск» без проведения торгов, усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

- проведением ФАНУ «Восточный центр государственного планирования»   закупок у единственного поставщика на право заключения договора на оказание гостиничных услуг (извещение № 31807069982, № 31807084916), на оказание услуг по бронированию, продаже, оформлению и возврату авиабилетов, железнодорожных билетов на территории Российской Федерации (извещение № 31807072605), на оказание услуг по аренде нежилых помещений (извещение № 31807072743), на выполнение подрядчиком работ по ремонту системы отопления в функциональном помещении I (1-21) площадью 284,0 кв.м., расположенном на первом этаже в здании по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, д. 8 (извещение № 31807110046), на оказание услуг по организации и проведению социологического исследования на тему «Мнение дальневосточников о жизни и перспективах развития на Дальнем Востоке России» посредством проведения фокус-групп на территории Хабаровского края, Приморского края, Амурской области, Сахалинской области (извещение № 31807119568), на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Оценка мнения дальневосточников о жизни и перспективах развития на Дальнем Востоке России» (извещение № 31807119709), по оказанию услуги по упорядочению дел по личному составу за период с 1994 года по 2015 год (извещение № 31807137668), на поставку компьютеров, периферийного оборудования и комплектующих (извещение № 31807114222).

Указанные дела находятся в стадии рассмотрения в соответствии с установленной Законом о защите конкуренции процедурой.

Завершено рассмотрение дела, возбужденного в отношении  ФГУП «Главное военно-строительное управление № 6» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с закупкой у единственного поставщика на оказание  услуг в виде комплекса юридических мероприятий, направленных на взыскание просроченной дебиторской задолженности заказчика (извещение №31807098405). Комиссией  Хабаровского УФАС России факт нарушения заказчиком части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции признан, в связи с тем, что заключенный договор (со сроком действия до 28.08.2019) может быть расторгнут по решению суда или по соглашению сторон, принято решение предписание  не выдавать.

Завершено рассмотрение дела, возбужденного в отношении  АО «РусГидроСнабжение», действия которого, выразившиеся в  установлении в конкурсной  документации при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на оказание услуг по лоту: «Проведение публичного технологического и ценового аудита проекта «Строительство двух одноцепных ВЛ110 кВ Певек - Билибино» (этап строительства №1)» для нужд АО «Чукотэнерго» Лот№1 (ГКПЗ № 659.1) (извещение №  31807085954)  требования о наличии  участника закупки - юридического лица (экспертной организации) в перечне экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.04.2014 №221/пр, комиссией Хабаровского УФАС России признаны  нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Предписание не выдавалось, поскольку по результатам проведенного конкурса заказчиком и АО «ССИ Инжиниринг» заключен договор возмездного оказания услуг от 03.12.2018 № 651218, исполненный  25.01.2019, в связи с чем приведение сторон в положение, существовавшее до допущенного нарушения антимонопольного законодательства, путем выдачи предписания не представляется возможным. 

Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

 Поступило на рассмотрение 83 жалобы, из них признано необоснованными 27 жалоб, возвращено 17 жалоб, признано обоснованными с выдачей предписания – 16, обоснованными без выдачи предписания – 2, перенаправлено по территориальности – 6, отозвано – 5 жалоб, признан необоснованными с выдачей предписания 2 жалобы (поскольку антимонопольным органном самостоятельно выявлено нарушение).

К основным    закупкам отдельными видами юридических лиц можно отнести закупки товаров работ, услуг для нужд организаций энергетического комплекса, оборонных предприятий, предоставление услуг по охране, поставка автомобильных масел, топлива,  оказание услуг культурно массовых мероприятий (закупка фейерверка).

В отношении обязательных торгов  к основным видам нарушений можно отнести необоснованное отклонение заявок, неуказание конкретных технических характеристики закупаемого товара, установление требований к участникам закупки о необходимости являться аффилированным к производителю закупаемых товаров лицом.

Согласование преференций

Рассмотрено 9 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, согласовано с ограничением – 1,   в остальных случаях заявления возвращены или находятся в стадии исполнения.

Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

Во II квартале 2019 года  за нарушение статьи 7.32.3 наложено штрафов на сумму 64 000 руб., по статье 14.9 – 45 000 руб., по статье 14.32 оплачено штрафов на сумму 40 000 руб., по статье 7.32.4 оплачено штрафов на сумму 135 000 руб.

 

 

Пресечение недобросовестной конкуренции

 

За  второй    квартал  2019  года в управление поступило  5 заявлений по фактам недобросовестной конкуренции, по итогам рассмотрения которых:

3  заявления - оставлены без рассмотрения;

2 заявления -  возбуждены дела;

По 1 заявлению выдано предупреждение, которое не исполнено, в связи с чем, возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, выразившиеся в осуществлении (под видом заказных) регулярных пассажирских перевозок по маршруту Хабаровск – Ванино – Сов.Гавань, совпадающему с установленными межмуниципальными маршрутами, в отсутствие разрешительных документов. Предупреждение обжаловано в суд, который признал его законным.

Рассмотрено дело в отношении ИП  Бертонаса ,  выполняющего  перевозки по маршруту № 11-1,  по признакам нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14.2. ФЗ «О защите конкуренции:    введение конкурсной комиссии в заблуждение, путем размещения в составе заявки на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным   маршрутам регулярных перевозок недостоверных сведений о характеристиках транспортных  средств, предлагаемых к осуществлению регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам.

Вынесено решение, выдано предписание, возбуждено административное производство.

Решение обжаловано в суд.

 

Надзор  рекламной деятельности.

 

Во втором    квартале  2019 года поступило  69  заявлений, по итогам рассмотрения которых:

отказано в возбуждении дела - 26;

оставлено без рассмотрения – 9;

возбуждено   дел по нарушению рекламного законодательства - 6;

передано по подведомственности -22;

отказано в согласовании рекламы  - 2;

на рассмотрении – 6 заявлений;

 

Всего управлением возбуждено 24 дела по нарушению рекламного законодательства:

 7 дел  -  по статье  5  ФЗ  «О рекламе»;

 4 дела  - по статье 18  ФЗ «О рекламе»;

 8 дел  – по статье  28 ФЗ «О рекламе»;

 3 дела  - по статье 8 ФЗ  «О рекламе»

2 дела -  по иным статьям,

по которым:

принято:  13 решений о признании факта нарушения,

выдано:  8 предписаний,

вынесено:  12  предупреждений,   6  постановлений  на сумму 900 тысяч  рублей.

 

Пример:

В адрес  Хабаровского УФАС России поступило заявление о признаках нарушения требований рекламного законодательства при  распространении 15 мая 2019 года наружной рекламы компании «Алтан Шина» - «Алтан Шина. Гарантируем выгодную цену даже со скидками конкурентов. Убедись 27-37-37».

Заявитель, заинтересовавшись рекламой, приобрел в компании «Алтан Шина» комплект автомобильных шин Bridgesttone 185/70 R13 ECOPIA ER150 86H (4 штуки) по цене 14 960, 00 рублей (3 740, 00 рублей за штуку).

 

17 мая 2019 года заявитель на сайтах компаний конкурентов ИП Мелихова А.В. обнаружил, что цены на аналогичные шины дешевле. Так, компания «Интершины» г. Хабаровск предлагает автомобильные шины Bridgesttone 185/70 R13 ECOPIA ER150 86H по цене 3 470, 00 за штуку (13 880, 00 рублей комплект), в интернет магазине «Штормавто» г. Хабаровск указанные шины можно приобрести по цене 3 390, 00 рублей за штуку (13 560,00 рублей за комплект), в интернет магазине «Битайр» г. Хабаровск по 3 520, 00 рублей за штуку (14 080, 00 комплект), в интернет магазине «Джиптайр» г. Хабаровск по 3 597, 00 рублей за штуку (14 388, 00 комплект).

В ходе рассмотрения заявления Хабаровским УФАС России сделаны запросы в компании, торгующие шинами Bridgesttone 185/70 R13 ECOPIA ER150 86H в г. Хабаровске.

Согласно полученным ответам – в компании «Битайр» (ИП Шатун М.Е.) данные шины стоят 3 516, 00 рублей за единицу (14 064, 00 рублей комплект), в шинном центре «Джиптайрс» (ИП Фуфаев И.С.) – 3 597, 00 рублей за единицу (14 388, 00 рублей комплект), в компании «Интершины» (ИП Мельникова Н.Н.) – 3 470, 00 рублей за единицу (13 880, 00 рублей комплект).

Таким образом, приобретение шин Bridgesttone 185/70 R13 ECOPIA ER150 86H в компаниях «Битайр», «Джиптайрс», «Интершины» в магазинах г. Хабаровска выгоднее, чем в компании «Алтан Шина».

Использование в рекламе фразы «гарантируем выгодную цену» подразумевает «обеспечение извлечения прибыли, пользы» при покупке в компании «Алтан Шина» определенного товара, то есть его приобретение по более низкой цене.

 

Пример:

В адрес  Хабаровского УФАС России поступило заявление Дальневосточного главного управления Центрального Банка Российской Федерации  о распространении  недостоверной рекламы  ломбарда – ООО «Ломбард Трезор»:

«ЛОМБАРД. СКУПКА. ПРОДАЖА».

В месте фактического осуществления деятельности ООО «Ломбард Трезор» установлено распространение рекламных визиток следующего содержания: на лицевой стороне – «ЛОМБАРД ул. Шелеста, 116-а, тел. 94-20-45», на оборотной стороне – «Высокая оценка, пересчет % по дням, продажа золотых изделий, ремонт, изготовление ювелирных изделий».

 

         В соответствии с требованиями части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»  ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

В силу указанной нормы ломбарды не вправе осуществлять скупку, ремонт и изготовление ювелирных изделий.

Наличие в вышеназванной рекламе ломбарда информации о деятельности, запрещенной ФЗ «О ломбардах» свидетельствует о том, что в ней содержатся не соответствующие действительности сведения о характеристиках предоставляемых ломбардом услуг, а именно – «скупка, ремонт, изготовление ювелирных изделий», что нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

\

Пример:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю  отслежена  наружная реклама «М.видео»,   следующего содержания:

Крупным шрифтом: «М.видео SALE* до 50% на все*». - Надпись сопровождается изображением телевизора LD с диагональю 109 см., 43" с пометкой «3000 р. Ваша скидка» - данная информация занимает на рекламном щите 96% площади.

Мелким шрифтом в нижней части рекламы в три строки буквами высотой по 32 мм: *Распродажа. **На акционный список товаров. Телевизор LD 43LJ510V. С 02.04.2019 г. по 15.04.2019 г. во всех розничных магазинах «М.Видео» и в интернет - магазине M.VIDEO.RU проводится рекламная акция «SALE до 50%». В рамках акции предоставляются скидки до 50% на товары из аукционного списка. Полный перечень товаров, участвующих в акции, полный текст правил акции и установленные ограничения уточняйте в магазинах М.Видео,  на сайте WWW.MVIDEO.RU и по телефону 8-800-600-777-5. Количество товара ограничено. Продавец: ООО «МВМ», 105066, Россия, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, корп. 20; ОГРН1057746840095» - данная информация занимает на рекламном щите 4% площади.

В рекламе акцентируется внимание потребителей на выгодные условия приобретения товара – заявленный в рекламе размер скидок распространяется НА ВСЁ, то есть на полный, имеющийся в магазинах «М.видео» ассортимент товаров.

В тоже время, согласно условиям акции, написанным в рекламе мелким нечитабельным шрифтом, при проведении акции имеются определенные ограничения: по срокам проведения, по перечню товаров, на которые распространяется акция, по количеству товаров и иные ограничения.

Информация об ограничениях пользования услугой на выгодных условиях является существенной для потребителя.

В связи с этим представленные трудно воспринимаемым способом существенные условия акции не могут считаться присутствующими в рекламе.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях и сроке акции, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

Наверх