Доклад Хабаровского УФАС России о правоприменительной практике за 4 квартал 2018 года
04 декабря 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

к публичным обсуждениям правоприменительной практики

Хабаровского УФАС России за IV квартал 2018 года

 

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

 

В IV квартале 2018 года общее количество возбужденных дел и признанных фактов нарушений составляет: 3 решения и 2 предписания.

 

В IV квартале 2018 года рассмотрено 29 заявлений, материалов о нарушении антимонопольного законодательства.

Из них по статьям Закона «О защите конкуренции»:

статья 10 – 26 заявлений.

статья 11 – 3 заявлений.

 

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

 

Общее количество возбужденных в IV квартале 2018 года дел – 3; признанных фактов нарушений в IV квартале 2018 года – 3, выдано предписаний в IV квартале 2018 года – 2.

 

Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

 

В IV квартале 2018 года дел по признакам нарушения ст. 11 Закона о защите конкуренции, не рассматривалось.

 

Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)

 

В IV квартале 2018 года заявлений и дел по признакам нарушения ст. 111 Закона о защите конкуренции, не рассматривалось.

 

Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

 

В IV квартале 2018 года решений о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, не принималось.

 

Практика направления предостережений

 

В IV квартале 2018 года предостережения в письменной форме должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства Хабаровским УФАС России не направлялись.

 

Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

 

В IV квартале 2018 года материалы в органы МВД не передавались.

 

Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

 

В IV квартале 2018 года заявлений и дел не рассматривалось, проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети в IV квартале 2018 года не проводились.

 

Практика применения мер административной ответственности

в соответствии с требованиями КоАП

 

В IV квартале 2018 года за нарушение статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка) подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям, вынесено 4 постановления, начислено административных штрафов на сумму 170,0 тыс. руб.

 

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центробанка РФ, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период нарушение антимонопольного законодательства выявлено в сфере ЖКХ (рынок управляющих организаций). Нарушение со стороны администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, выразившиеся в не проведении конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. Выдано предписание, которое находится в стадии исполнения.

В отношении Администрации городского поселения «Рабочий поселок Многовершинный» Николаевского муниципального района возбуждено дело по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении 02.02.2018 с ООО «ЖКХ Многовершинный» договора ответственного хранения №1 ОВ ХР/2018 в отношении объектов коммунальной инфраструктуры без проведения торгов так как по ранее выданному предупреждения последним не совершены действия по устранению указанных признаков нарушения.

Управлению эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа выдано предупреждение по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении 27.07.2015 без проведения конкурса договора №2-УЖФ-03 управления многоквартирными домами, расположенными по ул. Подгаева, д.2, по пер. Батарейному, №12, в г. Хабаровске. Во исполнение данного предупреждения Администрацией г.Хабаровска проведен соответствующих конкурс. По многоквартирному дому, расположенному по ул. Подгаева,2 определен победитель. По адресу пер. батарейный, 12 конкурс проводится повторно.

Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района выдано предупреждение, выразившееся в несоблюдении передачи муниципального имущества в субаренду согласно которому необходимо изъять муниципальное имущества из пользования ООО.

При распределения плановых и внеплановых объемов по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в действиях Министерства здравоохранения Хабаровского края установлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся при распределении таких объемов только исключительно среди краевых государственных (либо муниципальных) медицинских учреждений). Данное предупреждение находится в стадии исполнения.

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому от 25.10.2018 по делу №8-01/80 администрация города Хабаровска признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с внесением изменений в класс транспортных средств по маршрутам №№29К-1 и 29П-1, перевозки по которым осуществляет индивидуальный предприниматель Шадуя, путем внесения указанных изменений в постановление администрации города Хабаровска от 05.12.2016 №4415 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок», в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 00ХА27 №00079, 00ХА27 №000078 взамен ранее выданных по результатам конкурса свидетельств серии 00ХА27 №000066, 00ХА27 №000065, карт маршрутов регулярных перевозок, после проведения конкурса.

Администрации выдано предписание о совершении в срок до 20.11.2018 г. действий по отмене в указанном постановлении внесенных изменений в части класса транспортного средства по маршрутам №№29К-1 и 29П-1, перевозки по которым осуществляет ИП Шадуя, а также организовать совершение Управлением транспорта администрации города Хабаровска действий, направленных на прекращение действия выданных свидетельств серии 00ХА27 №000079, серии 00ХА27 №000078.

Во исполнение предписания Управлением транспорта сообщается, что предпринимателю направлено письмо с предложением обратиться в управление транспорта с заявлением о переоформлении свидетельства, что свидетельствует о невыполнении в полном объеме предписания Хабаровского УФАС России. В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении администрации к административной ответственности в связи с неисполнением предписания.

 

Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

 

По результатам рассмотрения заявления Военного следственного отдела по Хабаровскому гарнизону, а также материалов уголовного дела заключение устного соглашения между ФГКУ «Войсковая часть 70822» и ООО «Комэн» при проведении электронного аукциона на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по модернизации оборудования контрольно-пропускного пункта и систем защиты помещений (извещение № 0322100000115000153, извещение № 0322100000115000147), приведшее к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов признано нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На завершающей стадии находится дело в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского района, выразившиеся в совершении без торгов сделки по передаче МУП «Районные электрические сети» Хабаровского муниципального района муниципального имущества коммунального назначения, оформленной приказами указанного Комитета от 21.11.20016 №286/1 «Об изменении состава уставного фонда», от 21.11.2016 №289 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», с последующей дачей согласия письмом от 20.12.2016 №01-21/4413 на продажу указанного муниципального имущества путем заключения с … договора купли-продажи, что могло привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения объектов муниципальной собственности, поскольку только при соблюдении публичных процедур хозяйствующие субъекты имеют равную возможность реализовать свое право на получение таких объектов в пользование, выявленные факты нарушений создают реальную угрозу для конкуренции, препятствуют доступу хозяйствующих субъектов на товарный рынок, чем нарушены запреты, установленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, вытекающей в этом деле статьей 16 Закона о защите конкуренции. А именно Заключенное Комитетом, МУП «РЭС», … соглашение в целях приватизации муниципального имущества коммунального назначения способом, не предусмотренным Законом о приватизации, путем внесения указанного муниципального имущества в уставный капитал предприятия, последующей дачи согласия письмом от 20.12.2016 №01-21/4413 на продажу имущества, заключения 22.12.2016 договора №4 купли-продажи без торгов, привело к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, чем нарушен пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также за отчетный период по статье 16 Закона о защите конкуренции возбуждено 3 три дела.

По обращению прокуратуры Хабаровского края в отношении Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска и ООО «КарьерПроект ДВ» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, приведшего к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, в связи с заключением 28.06.2018 муниципальных контрактов №№136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147 на устранение замечаний государственной экспертизы проектной документации по проекту «приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске», без проведения конкурентных процедур. Дело находится на стадии рассмотрения.

Также в действиях администрации Новоургальского городского поселения и ООО «УК «Ургал», выразившихся в заключении соглашения (письменная договоренность) усматриваются признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По заявлению прокуратуры Хабаровского района возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» при заключении на выполнение кадастровых работ.

Шестой арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение арбитражного суда Хабаровского края и подтвердил правоту Хабаровского УФАС России, тем самым признав обоснованность и законность его решения по делу о заключении между Минздравом Хабаровского края, КГБУЗ «ККБ № 1», ООО «Чистая Планета», АО НПО «Новодез» устного соглашения. Напомним, в результате рассмотрения дела УФАС по Хабаровскому краю установило, что целью заключения соглашения являлось обеспечение победы одного из хозяйствующих субъектов, являющихся представителями АО НПО «Новодез», путем разработки аукционной документации, ориентированной под характеристики производимой им продукции. Материалами дела подтверждается связь между действиями ответчиков и наступившими негативными последствиями в виде ограничения конкуренции на рынке поставки средств дезинфекции для нужд 11 лечебных учреждений города Хабаровска в 2016 году. Производители продукции АО НПО «Новодез», ООО «Чистая планета» и ООО «Мир без инфекций» до момента опубликования извещения о закупке и аукционной документации не только имели доступ к ее содержанию и заранее располагали полной информацией о требованиях, предъявляемых к участнику закупки, о содержании технического задания такой документации, но и участвовали в подготовке технического задания аукционной документации, что недопустимо. В результате заключенного соглашения иные хозяйствующие субъекты, учитывая наличие «блокирующих» позиций в техническом задании, утрачивали интерес к участию в торгах либо не имели возможности принять в них участие.
 

Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

 

За отчетный период антимонопольные требования к торгам нарушены 2 хозяйствующими субъектами.

По результатам рассмотрения обращений ИП … с жалобой на действия конкурсной комиссии Хабаровского регионального отделения Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» при проведении открытых аукционов в электронной форме на право заключения договора аренды принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности нежилых помещений, признан факт нарушения выразившегося в неправомерном отклонении заявки предпринимателя.

По результатам рассмотрения дела, возбужденного в отношении ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» принято решение о признании действия конкурсной комиссии ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», выразившиеся в нарушении порядка определения победителя торгов, нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Комиссией Хабаровского УФАС установлено, что Конкурсной комиссией при подсчете оценки критерия «деловая репутация» обществу необоснованно занижены баллы, что привело к ущемлению прав общества как участника закупки, к неправильному отбору победителя закупки.

По иску Хабаровского УФАС России конкурс, проведенный администрацией города Комсомольска-на-Амуре в 2016-2017 гг. на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск—на-Амуре» (извещение от 15.11.2016) по маршруту №5, свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по маршруту №5, выданные ИП Ковтуненко, признаны недействительными.

Арбитражным судом поддержаны доводы антимонопольного органа о полномочиях об обращении последним с исками о признании торгов, договоров недействительными в отношений хозяйствующих субъектов, осуществляющих закупки в соответствии с Законом №223-ФЗ.

 

Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (статья 18.1 Закона о защите конкуренции)

 

В Хабаровское УФАС России на нарушение проведения торгов отдельными видами юридических лиц в рамках Закона №223 поступили 35 жалоб. По результатам рассмотрения 15 жалоб подтверждены факты нарушения.

К основным нарушениям относятся незаконное установление требования к участнику о том, что участник должен являться производителем (изготовителем с наличием производственной базы или участником, напрямую аффинированным с изготовителем).

Из 23 жалоб на процедуру проведения обязательных торгов (продажа государственного и муниципального имущества, реализация имущества должников, пользование участками недро-, водопользования, рыболовства, отбор управляющих организаций, иные торги (предоставление места размещения на земельном участке под нестационарный торговый объект) признано 5 нарушений.

В 4 случаях при проведении торгов реализации имущества должника, в одном случае при проведении конкурса по отбору управляющей организации.

Арбитражный суд Дальневосточного округа поставил точку в споре о полномочиях антимонопольного органа по рассмотрению жалоб, в части оснований обжалования по закупкам, осуществляемых отдельными видами юридических лиц в соответствии с Законом №223-ФЗ.

 

Преференции

 

Рассмотрено 13 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, из них: 4 заявления возвращены в связи с несоответствием требованиям закона, согласовано 8 преференций (5 - с ограничениями.

 

РНП

 

Рассмотрено 7 заявлений заказчиков о внесении сведений об участниках закупок в РНП (закупки по 223-ФЗ), по одному заявлению факт уклонения от заключения договора подтвержден, иные заявления находятся в стадии рассмотрения.

Рассмотрено 5 заявлений о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций в связи с уклонением от заключения договора на проведение капитального ремонта, по всем 5 заявлениям факт уклонения не подтвердился.

 

КОАП РФ

 

Вынесено 2 постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ в отношении должностных лиц администрации, в срок оплачены, 13 постановлений за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (статья 7.32.3 КоАП РФ), в отношении органов местного самоуправления за нарушения процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества (статьи 7.32.4 КоАП РФ) вынесено 10 постановлений о привлечении к административной ответственности.

По ранее вынесенным постановлениям о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (заключение антиконкурентных соглашений) в установленный законом хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет внесены денежные средства в размере 1100000 руб., должностными лицами 80000 руб.

 

Рассмотрение жалоб участников закупок по 44-ФЗ

 

За 4 квартал 2018 года в Управление поступило 132 жалобы участников закупок на действия (бездействия) государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов и их комиссий.

29,5 % из числа рассмотренных жалоб признано обоснованными либо частично обоснованными.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о контрактной системе являются факты формирования документации,

- необоснованный отказ в допуске участникам к участию в аукционе либо необоснованный допуск к участию в аукционе, признание заявки соответствующей положениям аукционной документации;

- предъявление к участником закупки требований, не предусмотренных действующим законодательством, либо, наоборот, не предъявление обязательных в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе требований;

- описание объекта закупки не соответствующие требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

Административная ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе

 

За 4 квартал 2018 года Хабаровским УФАС России рассмотрено 112 дел об административных правонарушениях в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Большое количество из рассмотренных дел возбужденно органами прокуратуры и передано на рассмотрение в Хабаровское УФАС России.

По результатам рассмотрения указанных дел выдано 96 постановления о наложении административных штрафов.

Следует отметить, что основная масса дел сводится к нарушениям порядка размещения в ЕИС информации, обязательной к размещению в силу Закона о контрактной системе.

Формальные нарушения требований Закона относительно сроков размещения информации имеют своим результатом наложение административных штрафов.

Значительно в этом году выросло количество правонарушений, связанных с неправомерным изменением существенных условий государственных и муниципальных контрактов при их исполнении, а также с несвоевременной оплатой указанных контрактов.

 

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

 

Помимо работы с государственными и муниципальными заказчиками, Хабаровское УФАС России проводит внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов – участников закупок – кандидатов на включение в реестр недобросовестных поставщиков.

За 3 квартал 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило 32 обращение государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков, уклоняющихся от заключения государственного (муниципального) контракта, либо ненадлежащим образом исполняющих договорные обязательства по заключенным контрактам.

Из них, в 10 случаях указанные обращения удовлетворены.

При этом, необходимо отметить, что количество нарушений в части соблюдения порядка одностороннего отказа от исполнения контракта значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими периодами.

Пресечение недобросовестной конкуренции

 

За четвертый квартал 2018 года в управление поступило 9 заявлений по фактам недобросовестной конкуренции, по итогам рассмотрения которых:

3 заявления - оставлены без рассмотрения;

3 заявления - отказано в возбуждении дела;

3 заявления - на рассмотрении.

 

В связи с неисполнением предписаний антимонопольного органа об обращении в Управление транспорта администрации г. Хабаровска, выдавшее свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, с заявлением о прекращении действия свидетельств в отношении 6 хозяйствующих субъектов возбуждены административные дела.

Рассмотрено дело в отношении ООО «Великано» в связи с размещением на Интернет - сайте Амурмедиа информации о прямой трансляции в ночном клубе «Великано» футбольного матча чемпионата мира по футболу команд Россия - Испания с изображением товарного знака FIFA. Вынесено решение о признании факта нарушения.

 

 

Надзор рекламной деятельности

 

В четвертом квартале 2018 года поступило 52 заявления, по итогам рассмотрения которых:

отказано в возбуждении дела - 18;

оставлено без рассмотрения – 7;

возбуждено 5 дел по нарушению рекламного законодательства;

на рассмотрении – 9 заявлений;

передано по подведомственности- 10;

отказано в согласовании рекламы - 3.

 

Всего управлением возбуждено 13 дел:

6 дел - по статье 5 ФЗ «О рекламе»;

1 дело - по статье 16 ФЗ «О рекламе»;

6 дел – по статье 18 ФЗ «О рекламе».

по которым:

принято: 6 решений о признании факта нарушения,

выдано: 5 предписаний,

вынесено: 10 предупреждений, 2 постановления на сумму 200 000 рублей.

Приложенные файлы
Доклад_Хабаровского_УФАС_России-1544593608.docx (30,5 КБ)
Наверх